События
Корреспондент «Знамени юности» испытала на себе новый тренд — монастыринг.

Выполняя редакционное задание, корреспондент газеты «Знамя юности» Виктория Держанович посетила женский монастырь в честь святой блаженной Ксении Петербургской в деревне Барань Борисовской епархии. Впечатлениями от поездки она поделилась с читателями газеты. Статья опубликована на сайте Издательского дома «Беларусь сегодня».
Больница для души
Из репортерского интереса мне давно хотелось познакомиться с внутренней жизнью монастыря, да только подходящего случая все никак не представлялось. И вот недавно такой инфоповод появился: на встрече с Главой государства в Жировичах Митрополит Вениамин рассказывал про монастыринг, набирающий все большую популярность среди молодежи. Это когда люди приезжают в обитель, чтобы «оторваться от интернета, телефона, пожить, потрудиться». Отказаться от шанса узнать, что это за новый тренд, было бы непростительной ошибкой. Поэтому все планы на ближайшие выходные перечеркиваю – еду в командировку, чтобы два дня пожить по монастырскому уставу, отрешиться от своей привычной жизни и, конечно, забыть про гаджеты.
Накануне, чтобы успеть собраться на самую раннюю маршрутку до Борисова, поставила будильник на 04:30, однако от волнения проснулась раньше – ровно в четыре. В голову закрались крамольные мысли: «Зачем только я на это подписалась? Может, лучше отказаться, пока не поздно?» И все же усилием воли вытянула себя из постели, твердо решив, что пройду этот путь до конца.
До Борисова мы с коллегой-фотокорреспондентом добираемся на маршрутке, там нас встречает на автовокзале отец Сергий Сасыкбаев. Он служит в Воскресенском кафедральном соборе Борисова, помимо этого временно подменяет священника в монастыре. Утром в субботу едет туда отправлять литургию, посвященную важному православному празднику – Воздвижения Креста Господня. По пути делится своими размышлениями о новомодном тренде:
– На ум приходит сравнение: если храм – это поликлиника для души, то монастырь – больница, место интенсивной духовной терапии. Человеку бывает полезно не просто сменить обстановку, а погрузиться в аскетичный образ жизни: испытать, что такое ранние подъемы, постная еда дважды в день, физический труд, церковная служба, отдых от телефона и пустой болтовни.
Признаюсь: состояние, когда хочется сбежать от всех и вся, мне знакомо. Работая с людьми, иногда ловлю эмоциональное выгорание. В такие моменты хочется уехать в глухой лес, где совсем не ловит связь, чтобы тебя никто не беспокоил звонками и сообщениями. Как в том меме: «Мне уже этот мир абсолютно понятен, и я здесь ищу только одного: покоя, умиротворения и вот этой гармонии от слияния с бесконечно вечным». А еще время от времени задаюсь вопросами: «Правильно ли я живу, что ждет меня на том свете?» Надеюсь, в обители получится найти на них ответы.
![]()
В самом разгаре строительство храма
в честь иконы Божией Матери «Экономисса» («Домостроительница»)
Мотивы у всех разные
Монастырь и храм находятся в уединенном месте. Кругом – сосновый бор. От воздуха, насыщенного кислородом, после мегаполиса почувствовала легкое головокружение. Пейзажи так и располагают к длительным прогулкам, созерцанию и размышлениям. Но это все потом. Сначала направляемся в храм на литургию. Во время богослужения, чтобы понять, когда нужно креститься, а когда поклониться, наблюдаю за прихожанами. Слова молитвы сливаются в единый поток, из которого удается разобрать лишь «Господи помилуй», «Аминь», «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». С непривычки сложно вслушиваться в песнопения: мысли то и дело сбиваются на свои заезженные маршруты. Спустя некоторое время начинаю переминаться с ноги на ногу: так долго стоять не привыкла. А присесть на лавочку стыдно – пожилые и те не сидят. Когда служба завершается, стоявшая рядом со мной прихожанка с облегчением вздыхает: «Как будто побывала на сеансе у психолога».
После литургии знакомимся с настоятельницей монастыря – игуменьей Евпраксией. Она первым делом интересуется, воцерковлена ли я. Иными словами, участвую ли в Таинствах Церкви. Честно признаюсь, что нет, ибо не вижу смысла изображать из себя кого-то, кем не являюсь на самом деле. В глазах матушки нет и намека на осуждение. Она поясняет, что ее интерес далеко не праздный – невоцерковленному человеку, желающему пожить в обители, настоятельница вправе отказать:
– Каждый решает сам, для чего ему это нужно. Прийти просто из любопытства неправильно. Другое дело, если волнуют какие-то вопросы, есть желание задуматься о своей жизни. Такому просителю мы не откажем. Но я против любопытства, хотя иногда и через него Господь может коснуться души человека. Мы живем по своему уставу. Главная задача насельницы монастыря – послушание. Оно превыше поста и молитвы. Человеку невоцерковленному многие вещи могут быть непонятны и способны вызвать возмущение или даже негодование. Не факт, конечно, что будет именно так, но все же это вполне возможно.
Чтобы приехать и пожить в монастыре в течение месяца, люди специально берут отпуск на работе, рассказывает матушка:
– Нередки случаи, когда кто-то уволился и ищет себя, желает побыть в тишине, помолиться. Мотивы у всех разные. В основном людям хочется уединения, услышать не только себя, но и Бога. Скажу больше: нет ни одного человека, который пришел к вере и ни разу не задумывался о монастыре. Людей воцерковленных тянет в обитель, хотя бы немножко побыть здесь, потрудиться, помолиться – словом, вкусить этой жизни.
Поработать физически и духовно
После богослужения монахини и прихожане отправляются на трапезу: в этот день меню постное. Удивительно, несмотря на то что блюда нежирные, они довольно сытные и питательные. Трапеза сопровождается чтением текстов святых отцов: отрывок зачитывает вслух одна из монахинь.
После обеда получаю послушание – помочь сестрам помыть посуду. Та еще задачка после такого количества едоков. Стараюсь проворно намыливать тарелки, чтобы не отставать от сестры, которая их ополаскивает. В какой-то момент поймала себя на мысли, что даже от такого рутинного действия можно получать удовольствие: пока руки заняты делом, голова свободна для самосозерцания.
![]()
Мое послушание – помочь сестрам помыть посуду после трапезы
После того как уборка завершена, у меня и сестер есть немного времени, когда каждый волен заниматься чем хочет. Вместе с настоятельницей отправляюсь осматривать территорию монастыря. Обитель располагает собственным подсобным хозяйством, включающим десять буренок. Из молока производят творог для собственного пропитания и на продажу. Чуть позже нам с коллегой удастся отведать его: творог имеет нежную консистенцию и по вкусу очень напоминает маскарпоне. Освоили в монастыре и технологию сыроварения: оборудование для него приобрели на помощь благотворителей. Рукоделие матушки – варка мыла: она с энтузиазмом демонстрирует ароматные брикеты собственного изготовления, благоухающие лавандой, мятой, цитрусами.
Есть в обители и домашние животные. Во время прогулки нам навстречу выбежал пушистый белоснежный кот, следом – еще один, трехцветка. Оказывается, на территории монастыря получили прописку восемь котиков, некогда подброшенные к вратам обители нерадивыми хозяевами. Для питомцев здесь соорудили деревянный домик в несколько этажей. Чтобы зимой они не мерзли, жилище обогревается с помощью инфракрасных ковриков. И конечно, сестры непрестанно заботятся о том, чтобы котики были накормлены.
Вечером, после второй трапезы, сестры (и я тоже) направляются в храм на всенощное богослужение. Мысли снова отвлекаются на какие-то тривиальные вещи, но стараюсь фокусироваться на происходящем в храме таинстве. Хотя, признаюсь, к концу дня делать это гораздо сложнее. Наверно, увидев, что я очень устала, матушка наказала не приходить утром на кухню, а идти сразу на службу.
Ночевать мне предстояло в келье. Это скромная и минималистичная комната, в которой, однако, есть все для комфортного размещения: спальное место, шкаф, стол, полка с иконами и духовной литературой, санузел. Оказавшись в своих временных апартаментах, я, выжатая как лимон, свалилась от усталости и провела в глубокой отключке всю ночь. Вот что значит крепкий сон после праведных трудов. И да, за день я ни разу не вспомнила про телефон и соцсети.
Уезжать домой не хотелось
Мое следующее утро началось в 08:00. Мне предстояло собраться и идти на воскресное богослужение. Людей в храме было значительно больше, чем накануне. Молитвы и песнопения воспринимаются гораздо лучше. Получается, в духовной жизни, как и в спорте, чем больше тренируешься, тем крепче становишься. Но выстоять на ногах двухчасовую службу по-прежнему непросто: ноги затекают, спина начинает болеть.
Подхожу к иконе святой блаженной Ксении Петербургской, имя которой носит обитель. Говорят, если попросить у нее заступничества в делах сердечных, она обязательно поможет. Что ж, может, это и мой шанс встретить своего суженого?
![]()
На трапезу собирается еще больше прихожан. Мысленно представляю себе гору грязных тарелок, кружек и приборов, с которыми мне предстоит управиться. Но я не унываю. Одна из прихожанок вызывается помочь мне с уборкой на кухне – в четыре руки дело спорится быстрее. Сестрам важно управиться с делами до двух часов: в это время у них начинается онлайн-урок по византийскому песнопению, на котором мне тоже разрешено поприсутствовать.
Наблюдая за вокальными занятиями сестер, поймала себя на мысли: когда мы слушаем песнопения монахинь в храме, даже не представляем, какой титанический труд за этим стоит. Сестры оттачивают и доводят до совершенства буквально каждый слог, по нескольку раз перепевают один и тот же стих, чтобы добиться идеального звучания. Их терпению и упорству можно только позавидовать.
Наступает время покинуть обитель. Я понимаю, что все мои страхи, которые испытывала поначалу, рассеялись. И даже как будто не хочется никуда уезжать. Хотелось даже задержаться здесь хотя бы еще на несколько дней. Но в Минске меня ждут привычные дела и обязательства – в том числе положить этот репортаж на бумагу.
К каким выводам я пришла, опробовав монастыринг на себе? Это действительно классный способ перезагрузки. В обители ты можешь отвлечься от инфошума и уединиться, помолиться и поразмышлять о своей жизни. Но такой вариант отдыха подойдет не каждому. Собственно, это даже и не отдых в полном смысле слова, скорее, духовный и физический труд. Если хотите просто заземлиться и побыть в тишине, арендуйте домик за городом. А если ваши устремления гораздо глубже, например, прислушаться к себе и получить ответы на давно мучившие вопросы, тогда стоит рассмотреть такой вариант.
Фото: Кристина Фанченко